Имена в телесно-голосовой психотерапии. Карл Густав Юнг.
Мне кажется это важным потому, что, не смотря на то, что, как вы узнаете из статьи, эту историю с полным правом можно начинать отсчитывать с 1904 года, направление телесно-голосовой психотерапии по-прежнему в процессе становления. Не все специалисты, которые внесли свой вклад в его развитие, получили признание. А некоторые, кто его получил, мало известны в России. |
Ну, и как можно понять из названия статьи, история эта, как и история телесно-ориентированной психотерапии, начинается с самых отцов-основателей, только в данном случае это Маэстро Карл Густав Юнг.
В своей предыдущей статье на эту тему, я уже упоминала об экспериментах Карла Юнга с голосом
В своей предыдущей статье о телесно-голосовой психотерапии, я упоминала об экспериментах Карла Юнга с голосом (подробнее тут). Здесь я более развернуто опишу значение его эксперимента для понимания роли голоса в развитии речи и психики человека.
Эксперимент.В 1904 году Юнг и его коллега Франц Риклин провели несколько экспериментов со словами, которые привели к открытию так называемого "комплекса". Юнг собрал группу здоровых взрослых и зачитал каждому по очереди список из 400 слов. После прослушивания каждого слова испытуемого просили ответить первым словом, которое пришло ему в голову, ответ и затраченное на это время записывались.
Первые 200 стимулирующих слов были произнесены без каких-либо неблагоприятных обстоятельств. Третья серия проводилась в условиях внутреннего отвлечения, при котором испытуемый фокусировал свое внимание на восприятии акустического стимула. Четвертая серия проводилась при внешнем отвлечении, вызванном тем, что испытуемый делал карандашные пометки длиной в один сантиметр на листе бумаги в такт ударам метронома.
При оценке и группировке результатов ассоциативного эксперимента Юнг и Риклин заметили, что, когда испытуемый уставал или отвлекался, возникало все большее число "звуковых реакций", то есть испытуемый отвечал словом, которое было связано со словом-стимулом только потому, что оно имеет похожее звучание, например, HAT-CAT (шляпа - кошка), MOUSE - HOUSE (мышь - дом) (англ).
Открытие, что с "усиливающимся отвлечением внимания, реакция будет все больше и больше зависеть от звука, пока, наконец, не будет ассоциироваться только со звуком", привело Юнга к постулированию прямой зависимости между снижением внимания и частотой звуковой реакции.
Открытие архетипов.Юнг далее расширил этот постулат, выдвинув гипотезу о том, что:
"Насколько нам известно, во время сна внимание полностью отключается. Если бы удалось добиться реакции от спящего (но не сомнамбулического) субъекта, единственным результатом были бы звуковые реакции' (Юнг, 1906, стр. 165). |
"В процессе развития речи ребенка звуковые реакции, как хорошо известно, по-прежнему играют довольно важную роль; по мере развития они все больше подавляются и обычно уходят в бессознательное" (Юнг, 1906).
Юнг полагал, что звуковые реакции были пережитком примитивной и архаичной формы психологического функционирования и, что язык был вторичным развитием сознания, которому в жизни индивида и человеческого вида предшествует невербальное звукоизвлечение и звуковые ассоциации.
Юнг говорил:
Изначально язык был системой двигательных и имитационных звуков - звуков, которые выражают ужас, боязнь, гнев, любовь... звуков, которые имитируют шумы стихий:- журчание воды,
- раскаты грома,
- рев ветра,
- крики животного мира…
Самая абстрактная система философии по своему методу и цели является не чем иным, как хитроумным сочетанием естественных звуков.
Значение невербальных качеств голоса.
Внимание Юнга впервые было привлечено к значению этого невербального качества голоса во время исследований для своей медицинской диссертации, в ходе которых он изучал необычный случай с 15-летней девочкой, которая выступала в качестве медиума для передачи голосов умерших.
Юнг присутствовал на ее регулярных сеансах, где он наблюдал, как меняющиеся качества тона, тембра и акцента в голосе девушки "использовались для определения характера каждой из умерших, то есть последствий ее автономных комплексов".
Позже Юнг наблюдал за тем, как шизофреники ведут свои монологи. Часто они начинались с повторения осмысленных смысловых фраз и постепенно вырождались в мешанину звуковых высказываний, не имеющих лингвистического значения.
Юнг приводит пример:
"Человек в кататоническом приступе часами напролет многословно распевал религиозную песню с припевом "Аллилуйя". Затем он начал многочасово произносить "Аллилуйя", которое постепенно переросло в "Алло", "Оха", и, наконец, в "ха-ха-ха", сопровождаемое судорожным смехом" (Юнг, 1907, с. 188). |
Архетипы коммуникации.
Однако, начало было положено, так что за ним пришли другие исследователи, для которых его работы послужили почвой для дальнейшего изучения феноменов звука и человеческого голоса, а также их воздействия на психику человека.
В частности, позже были исследованы и описаны архетипы коммуникации - звуковые акустические коды - которые мы опознаем в речи собеседников на бессознательном уровне. Это звуковое представительство коллективного бессознательного в психике современного человека. Эти звуковые коды составляют значимую часть невербального наполнения речи и несут информацию о намерениях собеседника. Они ответственны за то, что мы можем считывать намерения человека по его голосу даже тогда, когда он стремиться их скрыть (подробнее тут).
Здесь можно выбрать подходящий день и записаться ко мне на консультацию
Переходите в мой TELEGRAM-канал - Ирина Борисевич • ПРО ГОЛОС