Психологическая аптечка. Зачем, Когда, Что и Как использовать?
Я расскажу о том, какие есть техники на этот случай, а также о том, почему они работают и что определяет их эффективность. Это даст вам некоторое представление, а, возможно, и идеи о том, что вы уже умеете и могли бы для себя делать в стрессе. В конце статьи также будет информация о том, что можно сделать, если есть желание попрактиковаться.
Зачем учиться справляться со стрессовой ситуацией?
Итак, Зачем? Ну, тут все просто. Жизнь без стрессовых ситуаций невозможна, с этим придется смириться. Но, чтобы сохранять психологическую устойчивость и здоровье важно научиться не "залипать" в стрессовой ситуации, а уметь вернуть себе спокойствие, чтобы затем разобраться в сложившейся ситуации, используя свой рациональный ум, а не эмоции.
На своих тренингах я много рассказываю о состояниях, в которые мы попадаем, когда активируются наши защитно-оборонительные реакции ВНС - Бей, Беги, Замри. В этих состояниях нашими действиями управляют архаичные рефлексы выживания, тогда как наш рациональный ум обесточен.
Спокойствие помогает переключить нервную систему в режим, когда наша потребность обороняться снижается и мы получаем доступ к своим знаниям и жизненному опыту, хранящемуся в рациональном уме, а значит и качество совершенных действий и принятых решений будет намного выше.
Когда применять техники работы со стрессовым состоянием?
Ответ на этот вопрос вытекает из предыдущего. Тогда, когда включаются наши защитно-оборонительные реакции. Чтобы научиться их точно отслеживать нужна предварительная работа, например, по составлению словесных описаний состояний, которые у вас включают защитно-оборонительные реакции.
Про то, как важно уметь описывать словами свои состояния, чтобы снижать свой общий уровень тревоги и уметь быстрее восстанавливаться, я расскажу вам в одной из своих следующих статей, в реальной же жизни начинать нужно с другого.
Нужно тренировать навык замечать, когда вы переключаетесь в защитно-оборонительное поведение. Именно в этот момент помощь себе будет максимально эффективна и поможет быстро восстановиться. В такой момент можно спросить себя: "Что со мной сейчас происходит?" Если вы не можете сформулировать внятный ответ, будьте уверены, вы под властью защитных рефлексов. Если можете - здорово, потому что есть доступ к вашему рациональному уму, что очень помогает при стрессе.
По своей структуре, стрессовую реакцию можно условно разделить на 3 стадии:🔴 Срабатывает триггер, который запускает защитно-оборонительную реакцию, которая в теле реализуется в виде включения биохимического алгоритма. В ходе нее вырабатываются гормоны стресса, которые попадая в кровоток и ткани начинают менять наше физическое состояние.
🔴 Параллельно с телесной реакцией разворачивается и эмоциональная. Мы можем попасть в состояние БЕЙ, БЕГИ, ЗАМРИ. По "мнению" тела именно оно должно нам помочь спастись.
🔴 И дальше, согласно задумке эволюции, мы что-то делаем, что помогает нам "успокоить" внутреннее "возмущение", вызванное триггером. Когда такое действительно происходит, наше состояние нормализуется и телесно и эмоционально.
Что делает раздражитель триггером, а что нет?
То, что воспринимается угрозой для психологического и физического здоровья человека, будет являться триггером. И главная фишка в том, что срабатывает именно субъективное восприятие чего-то как угрозы. Этот факт нас адресует к нашему жизненному опыту, включая обширный детский опыт, наполненный ощущением зависимости, включая телесный опыт, хранящийся только на уровне ощущений.
Возникновение психологического стресса также сильно связано еще и с тем какие у человека представления о своих ресурсах, ведь, действительно, в детстве их набор довольно ограничен. Если человек вырастая остается с детскими представлениями о своих ресурсах, то попадает в стресс гораздо чаще. Почему?
- Представление, занижающее ресурсы и возможности человека, делает его беспомощным даже в тех случаях, когда он вполне может справиться с ситуацией самостоятельно. В результате работает цепочка: ситуация -> испуг -> чувство беспомощности -> замирание
- Но и обратная ситуация не лучше. Если в своих представлениях человек склонен завышать ожидания к себе, а на деле не обладает достаточным опытом, знаниями, ресурсами и силой, то это приводит к тому же результату, только цепочка тут будет немного другая: ситуация -> активация (мобилизация) -> активные действия -> чувство беспомощности -> замирание. При этом переход активация -> действия может "зацикливаться".Про состояние Замирания. Если в двух словах, то это состояние, когда эмоции притупляются, нет идей, что предпринять дальше - творческая энергия как будто застывает, нет сил даже на привычные действия, а не только на то, чтобы продолжить искать выход.
- И третья важная вещь. Неадекватное представление о своих ресурсах приводит к частым ошибкам в поведении, а тут по принципу "вода камень точит" - чем больше ошибок, тем глубже раскол между объективной реальностью и представлением о ней. Образно говоря, количество шишек на лбу от похода по граблям может привести к сотрясению мозга.
Однако в целом, намерения эволюции благие, так как стрессовая реакция запускается именно для того, чтобы человек мог обратиться к свои ресурсам и помочь себе с их помощью приспособиться. Это удобный случай, чтобы пересматривать свои представления о собственных ресурсах, а также набраться опыта успешно справляться с возникающими ситуациями. Если родители в свое время адекватно оценивали ресурсы ребенка и помогали только там, где ребенок не мог объективно справиться самостоятельно, то это и заложило основу объективного взгляда на себя и свои ресурсы. Если - нет, то с этой задачей вполне можно разобраться во взрослом возрасте.
Таким образом, понимая, как развивается стрессовая реакция и что ее провоцирует, а также осознав в какой-то момент времени, что у вас развивается стрессовая реакция, вы фактически можете что-то для себя сделать.
И что же именно можно сделать в стрессовой ситуации?
Что делать, если я обнаружил себя в стрессе. Глобально, вы можете сделать 2 вещи:
- Определенным образом не дать стрессовой реакции разворачиваться и набрать обороты, двигаясь к кульминации
- Или, наоборот, помочь ей безопасным для себя и окружающих образом развернуться и отреагировать возникающие чувства и телесные ощущения.
Начну с Отреагирования. Этот понятие ввел Вильгельм Райх - отец телесно-ориентированной психотерапии. Методологию работы с телом, которую он создал в начале XX века, он так и назвал - Вегетотерапия, недвусмысленно адресуя нас к работе вегетативной нервной системы.
Но тут важно знать, что В. Райх работал с "застрявшим" напряжением, поэтому отреагирование главным образом подходит для напряженных состояний, состояний сдерживания. Сдерживания злости, раздражения, слез, плача, горя и тп. Но! и сильной радости, приятного волнения и других чрезмерных положительных или отрицательных реакций, которые по тем или иным причинам не нашли своего выхода.
Здесь мы работаем с проявлением и усилением возникших импульсов. Это очень удобно делать через голос и телесную работу, работая с напряжением - гипертонусом. Как правило, если этот способ вам подходит, то для ситуативного напряжения он работает довольно быстро. Но даже если вам удается таким образом сбросить напряжение — это только полпути, так как для того, чтобы эффективно справиться с возникшей ситуацией, нам нужна энергия и, не побоюсь этого слова, вдохновение. Вдохновение помогает обратиться к своим ресурсам и творчески их использовать.
Современные направления телесно-ориентированной психотерапии идут дальше, направляя человека к первичному ядерному уровню ощущений, то есть к контакту с чувствами радости, надежды, благополучия, удовольствия жить. Именно такой контакт дает энергию для реальных изменений, для исцеления — физического, психического и духовного, для контакта с новыми источниками внутренней поддержки. Именно такое состояние в психологии часто называют ресурсным.Поэтому второй ряд техник — это техники, которые купируют развитие физиологической стрессовой реакции и направлены на возвращение нас в ресурсное состояние. Они базируются на современном знании физиологии стресса и задействуют ее. К такого рода техникам относятся телесные техники, дыхательные техники, мягкие голосовые, а также медитации и техники осознанности. Именно они сейчас чаще используются в практике, так как хорошо зарекомендовали себя в работе с клиентами.
Всегда важно помнить, что в этой работе наша задача не только остановить стресс, но и вернуть человеку продуктивное состояние сознания. Часто это неразрывно связано с задачей личностного развития, трансформации ваших способов саморегуляции и реагирования на стресс.Тогда человек сможет не только справляться со стрессовыми ситуациями, но и: ✴️ быть психологически гибким
✴️ уметь позаботиться о близких людях не жертвуя собой
✴️ сохранять свое здоровье
✴️ умело использовать свои ресурсы
✴️ видеть возможности, которые предоставляет стрессовая ситуация
✴️ уметь хорошо вписываться в свое социальное окружение.
Как применять техники, нормализующие ваше состояние?
Здесь важен ваш творческий подход и практика. Многое будет зависеть от ситуации, в которой вы оказались, от того насколько сильно она вас задевает. Но чем больше вы практикуетесь, тем быстрее ваши нервная система научается успокаиваться, и вы сможете от дней переживаний перейти к минутам.
По-моему опыту, по началу сложно вспомнить про какие бы то ни было техники и вопросы, тогда важно проделывать эту работу в тот момент, когда вы о ней вспомните. Пожалуй, это главное условие.
И главное помните! Все время, которое вы посвятите тренировке этого навыка окупиться, и тогда вы вдруг обнаружите, что легко узнаете момент, когда вы переключаетесь в оборону, можете вспомнить про техники, которые могут вам помочь, и даже применить одну из них.