Сложности в общении. Почему они возникают?

24.11.2023
Сегодня я хочу затронуть тему Сложностей в Общении, а также то, как она связана с темой Одиночества. Поводом к этому послужил вопрос одного из моих подписчиков. Поделюсь с вами мыслями, которые у меня в этой связи возникли.

Я  расскажу откуда берется навык успешного общения и как возникают  сложности, к каким последствиям это приводит, а также как навык общения  связан с одиночеством. В заключении скажу пару слов о том, как можно преодолеть эти сложности.



Первый опыт.


Первоначально  навык общения приобретается в семье. Важно, чтобы, получая свой первый  опыт, ребенок ощущал себя принятым и понятым значимыми для него  взрослыми, тогда со временем он начнет видеть в нем смысл и будет сам  пробовать его инициировать.

В этом возрасте для многого  работает один очень простой мотив — это удовольствие. Если от общения  ребенок его получает, то оно становится драйвером, который мотивирует  его этот навык нарабатывать.

Одновременно с этим навыком развивается и еще одно очень важное умение — это умение устанавливать контакт с другими людьми.  Развивается оно в основном через получение чувственного (телесного и  эмоционального) опыта. В детском возрасте такой опыт, как правило, не  осознается, так как полностью находится в бессознательном. На  поверхности же мы будем видеть уверенность и веру в то, что другие люди  поймут и примут.

Но если в семье отношения не  складываются, внутренней жизнью ребенка никто не интересуется, с ним  мало разговаривают, а его инициативу пообщаться никто не приветствует,  то навык общения и умение устанавливать контакт может не развиваться должным образом.

Такой  ребенок может испытывать сложности с общением и у него будут весьма  смутные представления о том, что такое человеческий контакт. Вместо  удовольствия будет возникать, или тревога и напряжение, или апатия и  безразличие, а при недостатке контакта - чувство одиночества.


Общение и контакт. В чем разница?


К понятию "Общение"  я в этой статье отношу смысловое содержание коммуникации, эмоции,  которые при этом возникают у участников, и ту часть невербальной  информации, которую они осознают в процессе общения.

"Контакт" же — это нечто более неуловимое.  Это когда мы смотрим и видим друг друга, слушаем и слышим, физически  ощущаем присутствие даже тогда, когда не касаемся друг друга. Мы со-настроены и способны со-переживать друг другу. Эмпатия, возникающая у  двух людей друг другу. Это то, что имели в виду на’ви - жители планеты  Пандора из фильма "Аватар" - когда говорили: "Я тебя вижу!" Но не  только. Так как можно быть в контакте с другим, испытывая при этом  ярость.

Последствия во взрослой жизни.


Не  получив первоначального опыта общения и контакта в семье, в дальнейшем в  других социальных кругах - школе, институте, в компании друзей - такой  человек также может испытывать сложности.

Отчасти из-за того,  что основная масса других в этих кругах имеют более развитые навыки  общения и могут воспринимать человека из нашей истории, как непонятного,  как человека, который "не как все". Часто ими это ощущается  бессознательно, они мало отдают себе в этом отчет, просто чувствуют, что  контакт не устанавливается, а разговор не клеится.

Отношения с противоположным полом также страдают, так как тут требования к умению общаться и устанавливать контакт еще выше,  ведь речь идет о близости. А близость — это контакт, в котором одну из  ведущих ролей играет способность хорошо чувствовать свое тело и понимать  исходящие от него сигналы.

В первую очередь это  сигналы о безопасности, сигналы о том, что наше достоинство и  самоуважение не пострадает в ходе этих отношений, что мы можем безопасно  раскрыться другому человеку.И тут круг замыкается, потому что, опять-таки, самый ранний подобный опыт приобретается в семье, где было принятие.

Контакт с собой.


И есть еще один важный момент. Навык установления контакта универсален, то есть он касается не только других людей, но и себя.

Из  контакта с собой рождается самопонимание, внутреннее знание о том, куда  мне двигаться, каких целей достигать, с кем общаться, кого выбирать  себе в партнеры и тп. Эти две способности - быть в контакте с Другим и  быть в контакте с Собой - в детстве формируются параллельно в одних и  тех же ситуациях общения.

Поэтому часто взрослые люди, у которых есть сложности с общением, испытывают не только одиночество, но могут и не понимать себя, не ощущать собственных желаний, жить общепринятыми целями, или "загораться" целями других людей.

И что же делать?


У  разных людей могу возникать разные сложности в общении. Что-то из  истории, которую я рассказала, вам может показаться знакомым, с чем-то  вы согласитесь, а с чем-то нет.

И я вас поддержу, потому что историю каждого конкретного человека важно исследовать индивидуально.  И как это часто бывает, правильно заданный вопрос уже может содержать в  себе ответ. Сам процесс исследования уже будет целительным, даст  внутреннее облегчение, а также новый опыт и навыки.

Однако, общим во всех подобных историях будет одно - с такого рода задачами сложно справиться одному.

Поскольку речь идет о навыках общения и контакта с другими людьми, тут важно, чтобы присутствовал другой человек,  к которому у вас будет доверие, с которым вы будете ощущать себя  безопасно. Первоначально таким человеком может стать психолог, в  особенности, если вы одиноки и вам не к кому обратиться за подобной  помощью. Кроме того, важно также выяснить еще один момент - насколько  хорошо вы в принципе знакомы с чувством и ощущением безопасности?

И  хотя в своем рассказе я не дала вам дельный совет, надеюсь, что он  наведет вас на дельные мысли, которые дадут направление для дальнейшего  движения.

Автор:


Ирина Борисевич